Вход на сайт
Имя: 
Пароль: 
 

Регистрация


Вы-посетитель страницы #
3303
с 28.11.2010

путешествия > Метросвет



МенделеевскаяЮжнаяЕсли ты еще способен удивляться и радоваться простым вещам, если ты еще хочешь узнавать что-то новое в хорошо известном старом, то когда проводишь в московском метро минимум по 1,5 часа каждый будний день, перестаешь относиться к подземке просто как к способу перемещения из пункта А в пункт Б. Несмотря на обычную духоту, толчею и прочие источники нервного напряжения, разлитого под сводами станций, здесь еще можно ощутить ту красоту, которой небезосновательно гордились руководители советского государства, открывая первые ветки московского метрополитена. Впоследствии подземные дворцы неоднократно реконструировались, иногда теряя свой первоначальный шарм и ретро-уют (справедливости ради следует отметить, что есть и обратные примеры), появилось даже множество безликих станций, едко прозванных в народе "сороконожками" (хотя "ног"-колонн у таких станций либо 40 пар, либо 26). Однако сейчас, когда строят мало, каждая новая станция вновь приобретает свой оригинальный облик, некую изысканность, и я люблю бывать на них, когда мрамор полов блестит, еще не истоптанный миллионами подошв…

Павелецкая-рад.СпортивнаяСвет… Ему уделялось немало внимания при проектировании. Архитекторы вполне законно хотели, чтобы пассажиры подземки не ощущали тяжести вышележащего грунта, зрительно поднимали потолки, облегчали опоры-колонны и, конечно, придумывали оригинальные светильники: то в виде вычурных или подчеркнуто простых многорожковых люстр, как на кольцевых "Комсомольской" и "Таганской" или в "Марьино", то в виде линейных конструкций, как на "Чеховской" и "Курской"-кольцевой, то прятали их в колонны ("Кропоткинская", "Чкаловская") или ставили в виде уличных фонарей ("Волжская", "Воробьевы горы", "Трубная"). А огромные "квадраты" Тульской или молекулы "Менделеевской"? А световые ниши "Павелецкой", подобные отверстиям в куполах античных храмов, или факелы "Спортивной", стилизованные под олимпийские? Вы заметили, что я упомянул станции не только "классической" сталинской эпохи метростроя?

Свет… Главное для фотографа. Тем не менее, мои коллеги-фотолюбители редко уделяют внимание изображению именно источников света (за исключением пошлейших рассветов-закатов), пользуясь лишь их лучами, прямыми, рассеянными или отраженными.

МарьиноСвет… Главное для человека. Надеюсь, этот (затронувший, к сожалению, далеко не все станции) проект, которому сама транспортная география Москвы велела смотреть на кольца и радиусы, поможет вам, дорогие мои сограждане, те, кто пользуется услугами самого красивого метрополитена в мире, взглянуть на него чуть по-другому. Остановиться на миг в своем движении из пункта А в пункт Б, передохнуть, взглянуть вверх. И на душе, возможно, станет чуть светлее.

  Кропоткинская Чертановская Трубная Семёновская  
Площадь Ильича Краснопресненская Новослободская Комсомольская-кол. Таганская-кол. Баррикадная
Чеховская Киевская-кол. Маяковская Фрунзенская Алексеевская Нахимовский проспект
Бульвар Дмитрия Донского Арбатская Пушкинская Марксистская Проспект Мира-кол. Курская-кол.
Серпуховская ВДНХ Сретенский бульвар Новокузнецкая Павелецкая-кол. Шаболовская
  Волжская Белорусская-рад. Октябрьская-рад. Воробьёвы горы  



АвтовоПитерский постскриптум. Петербургу, на мой взгляд, повезло больше Москвы: из-за сложных гидрогеологических условий станции метрополитена северной столицы заложены глубоко, и убогих "сороконожек", которые чуть ли не выпирают из-под земли, городу на Неве не досталось. В результате многие станции, например, "Старая деревня", "Крестовский остров", "Достоевская", "Автово", "Площадь Восстания" легко поспорят своей красотой с лучшими представителями метрополитена московского, в том числе и оригинальностью светильников. Остаётся только сожалеть, что простому любителю официально эту красоту запечатлеть нельзя, а значит, надо действовать быстро и слегка маскируясь…


© Вадим Бояркин, 2007-08