Вход на сайт
Имя: 
Пароль: 
 

Регистрация


Вы-посетитель страницы #
48043
с 28.11.2010

путешествия > Метродворец. Санкт-Петербург > Введение

История развития Петербургского метрополитена тесно коррелирует с историей самого города. Огромное количество дореволюционных проектов так и не перешло в качество, зато Советское правительство озаботилось развитием подземного транспорта сразу после решения аналогичной проблемы в Москве. В 1940 году началось проектирование первой линии, к строительству приступили в апреле 1941-го…

Война, конечно, помешала всем планам. Подземные выработки пришлось затопить, спасая от обрушений, оборудование пригодилось при строительстве баррикад. Метростроевцы добровольцами ушли на фронт и участвовали в прокладке «Дороги жизни», укреплении «Невского пятачка» у Шлиссельбурга…

Проходка туннелей возобновилась 22 мая 1946 года.

Специалисты в короткие сроки пересмотрели довоенный проект, уже не соответствующий ни новым техническим возможностям и оригинальным решениям, ни возросшим социально-экономическим требованиям.

В 1949 году на механическом заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский образец горнопроходческого комбайна — механизированного щита для строительства тоннелей. Вращающаяся на большой скорости специальная гигантская фреза давала теперь возможность снимать целые пласты породы, а не крошить отбойным молотком спрессованную тысячелетиями кембрийскую глину. Свежий грунт тут же, не дожидаясь прокладки рельсов для вагонеток, подавали на транспортер. Это был настоящий прорыв в деле отечественного метростроения.

Всего же за период строительства первого участка Кировско-Выборгской линии было внесено около 2000 рационализаторских предложений и изобретений. Благоприятную почву для их внедрения создавали, с одной стороны, тяжелейшие условия труда, в облегчении которого жизненно были заинтересованы сами строители, с другой — всячески пропагандируемое и поощряемое сверху трудовое «социалистическое соревнование», под знаком которого проходило в те годы практически любое строительство.

Будучи вторым, метрополитен Ленинграда не стал, конечно, таким «символом эпохи», как и в свое время московский. Однако его строительство было столь же знаменательно в атмосфере послевоенных лет — метро сооружалось в героическом городе на Неве, выстоявшем в трагических испытаниях 900-дневной блокады. Успехи метростроевцев, а также факты заботы о них со стороны партии и правительства неизменно освещались в печати, повышая престиж этих профессий.

Пятого ноября 1955 года был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди Ленинградского метрополитена. С 5 по 9 ноября была организована перевозка пассажиров по пригласительным билетам, которые выдавались на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и школах, в первую очередь семьям передовиков производства. Это было лучшее в городе праздничное мероприятие. Станции метрополитена заполнило в те дни множество людей, спешивших воспользоваться заветными пропусками в метро. 400 тысяч счастливых обладателей билетов первыми оценили его великолепие.

Оттуда не уходили часами, осматривая все: вестибюли, эскалаторы, платформы. Казалось, ни одна деталь не ускользала от внимания потрясенных зрителей. Дети были в восторге. С огромным удовольствием спускались и поднимались они по эскалаторам, выходили на каждой станции из новых, пахнущих свежей краской вагонов, заходили снова и ни за что не хотели подниматься на поверхность.

За свою 60-летнюю историю Ленинградскому-Петербургскому метрополитену есть что вспомнить: «хрустальный дворец» «Автово» (1955) и самые длинные эскалаторы в мире («Площадь Ленина» и «Чернышевская», 1958), и неудобные «горизонтальные лифты», и знаменитый перегон «размыва» между «Лесной» и «Площадью Мужества» (1971, 1995-2004), известный также как «самый трудный километр», и хроническое недофинансирование 90-х, и уникальную двухъярусную «Спортивную» (1997), и новую помпезность конца 2000-х («Адмиралтейская»)…

В любом случае, надеюсь, что посетители сайта станут относиться к метрополитену не только как к мощной транспортной системе или великолепному плоду инженерного гения, но и как к масштабному произведению архитектурного искусства, подобно дворцам Петергофа или Царского Села.

Следующая: Линия 5. Фрунзенско-Приморская